21 ноября 2011 года N 323-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
ОБ ОСНОВАХ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят
Государственной Думой
1 ноября 2011 года
Одобрен
Советом Федерации
9 ноября 2011 года
Глава 1 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Предмет
регулирования настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения,
возникающие в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации (далее - в
сфере охраны здоровья), и определяет:
1) правовые, организационные и экономические основы
охраны здоровья граждан;
2) права и обязанности человека и гражданина,
отдельных групп населения в сфере охраны здоровья, гарантии реализации этих
прав;
3) полномочия и ответственность органов
государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны
здоровья;
4) права и обязанности медицинских организаций, иных
организаций, индивидуальных предпринимателей при осуществлении деятельности в
сфере охраны здоровья;
5) права и обязанности медицинских работников и
фармацевтических работников.
Статья 2. Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном законе
Для целей настоящего Федерального закона используются
следующие основные понятия:
1) здоровье - состояние физического, психического и
социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также
расстройства функций органов и систем организма;
2) охрана здоровья граждан (далее - охрана здоровья)
- система мер политического, экономического, правового, социального, научного,
медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического),
характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации,
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами
местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами,
гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления
физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его
долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи;
3) медицинская помощь - комплекс мероприятий,
направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя
предоставление меди4) медицинская услуга - медицинское вмешательство или
комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и
лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное
законченное значение;
5) медицинское вмешательство - выполняемые
медицинским работником по отношению к пациенту, затрагивающие физическое или
психическое состояние человека и имеющие профилактическую, исследовательскую,
диагностическую, лечебную, реабилитационную направленность виды медицинских
обследований и (или) медицинских манипуляций, а также искусственное прерывание
беременности;
6) профилактика - комплекс мероприятий, направленных
на сохранение и укрепление здоровья и включающих в себя формирование здорового
образа жизни, предупреждение возникновения и (или) распространения заболеваний,
их раннее выявление, выявление причин и условий их возникновения и развития, а
также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов
среды его обитания;
7) диагностика - комплекс медицинских вмешательств,
направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо
отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб
пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных,
инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях
определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля
за осуществлением этих мероприятий;
8) лечение - комплекс медицинских вмешательств,
выполняемых по назначению медицинского работника, целью которых является
устранение или облегчение проявлений заболевания или заболеваний либо состояний
пациента, восстановление или улучшение его здоровья, трудоспособности и
качества жизни;
9) пациент - физическое лицо, которому оказывается
медицинская помощь или которое обратилось за оказанием медицинской помощи
независимо от наличия у него заболевания и от его состояния;
10) медицинская деятельность - профессиональная
деятельность по оказанию медицинской помощи, проведению медицинских экспертиз,
медицинских осмотров и медицинских освидетельствований,
санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и
профессиональная деятельность, связанная с трансплантацией (пересадкой) органов
и (или) тканей, обращением донорской крови и (или) ее компонентов в медицинских
целях;
11) медицинская организация - юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве
основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании
лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации. Положения настоящего Федерального закона, регулирующие деятельность
медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо
от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной)
деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в
части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального
закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные
предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность;
12) фармацевтическая организация - юридическое лицо
независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее фармацевтическую
деятельность (организация оптовой торговли лекарственными средствами, аптечная
организация). В целях настоящего Федерального закона к фармацевтическим
организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие
фармацевтическую деятельность;
13) медицинский работник - физическое лицо, которое
имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в
трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской
деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным
предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность;
14) фармацевтический работник - физическое лицо,
которое имеет фармацевтическое образование, работает в фармацевтической
организации и в трудовые обязанности которого входят оптовая торговля
лекарственными средствами, их хранение, перевозка и (или) розничная торговля
лекарственными препаратами для медицинского применения (далее - лекарственные
препараты), их изготовление, отпуск, хранение и перевозка;
15) лечащий врач - врач, на которого возложены
функции по организации и непосредственному оказанию пациенту медицинской помощи
в период наблюдения за ним и его лечения;
16) заболевание - возникающее в связи с воздействием
патогенных факторов нарушение деятельности организма, работоспособности,
способности адаптироваться к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды
при одновременном изменении защитно-компенсаторных и защитно-приспособительных
реакций и механизмов организма;
17) состояние - изменения организма, возникающие в
связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие
оказания медицинской помощи;
18) основное заболевание - заболевание, которое само
по себе или в связи с осложнениями вызывает первоочередную необходимость
оказания медицинской помощи в связи с наибольшей угрозой работоспособности,
жизни и здоровью, либо приводит к инвалидности, либо становится причиной
смерти;
19) сопутствующее заболевание - заболевание, которое
не имеет причинно-следственной связи с основным заболеванием, уступает ему в
степени необходимости оказания медицинской помощи, влияния на
работоспособность, опасности для жизни и здоровья и не является причиной
смерти;
20) тяжесть заболевания или состояния - критерий,
определяющий степень поражения органов и (или) систем организма человека либо
нарушения их функций, обусловленные заболеванием или состоянием либо их
осложнением;
21) качество медицинской помощи - совокупность
характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи,
правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации
при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного
результата.
Статья 3. Законодательство в
сфере охраны здоровья
1. Законодательство в сфере охраны здоровья
основывается на Конституции
Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в
соответствии с ним других федеральных законов, иных нормативных правовых актов
Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов
Российской Федерации.
2. Нормы об охране здоровья, содержащиеся в других
федеральных законах, иных нормативных правовых актах Российской Федерации,
законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, не
должны противоречить нормам настоящего Федерального закона.
3. В случае несоответствия норм об охране здоровья,
содержащихся в других федеральных законах, иных нормативных правовых актах
Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов
Российской Федерации, нормам настоящего Федерального закона применяются нормы
настоящего Федерального закона.
4. Органы местного самоуправления в пределах своей
компетенции имеют право издавать муниципальные правовые акты, содержащие нормы
об охране здоровья, в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими
федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской
Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской
Федерации.
5. В случае, если международным договором Российской
Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Федеральным
законом правила в сфере охраны здоровья, применяются правила международного
договора.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
Статья 4 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 4. Основные принципы
охраны здоровья
Основными принципами охраны здоровья являются:
1) соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и
обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;
2) приоритет интересов пациента при оказании
медицинской помощи;
3) приоритет охраны здоровья детей;
4) социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья;
5) ответственность органов государственной власти и
органов местного самоуправления, должностных лиц организаций за обеспечение
прав граждан в сфере охраны здоровья;
6) доступность и качество медицинской помощи;
7) недопустимость отказа в оказании медицинской
помощи;
8) приоритет профилактики в сфере охраны здоровья;
9) соблюдение врачебной тайны.
Статья 5 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 5. Соблюдение прав
граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами
государственных гарантий
1. Мероприятия по охране здоровья должны проводиться
на основе признания, соблюдения и защиты прав граждан и в соответствии с
общепризнанными принципами и нормами международного права.
2. Государство обеспечивает гражданам охрану здоровья
независимо от пола, расы, возраста, национальности, языка, наличия заболеваний,
состояний, происхождения, имущественного и должностного положения, места
жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям и от других обстоятельств.
3. Государство гарантирует гражданам защиту от любых
форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний.
Статья 6 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 6. Приоритет интересов
пациента при оказании медицинской помощи
1. Приоритет интересов пациента при оказании
медицинской помощи реализуется путем:
1) соблюдения этических и моральных норм, а также
уважительного и гуманного отношения со стороны медицинских работников и иных
работников медицинской организации;
2) оказания медицинской помощи пациенту с учетом его
физического состояния и с соблюдением по возможности культурных и религиозных
традиций пациента;
3) обеспечения ухода при оказании медицинской помощи;
4) организации оказания медицинской помощи пациенту с
учетом рационального использования его времени;
5) установления требований к проектированию и
размещению медицинских организаций с учетом соблюдения санитарно-гигиенических
норм и обеспечения комфортных условий пребывания пациентов в медицинских
организациях;
6) создания условий, обеспечивающих возможность
посещения пациента и пребывания родственников с ним в медицинской организации с
учетом состояния пациента, соблюдения противоэпидемического режима и интересов
иных лиц, работающих и (или) находящихся в медицинской организации.
2. В целях реализации принципа приоритета интересов
пациента при оказании медицинской помощи органы государственной власти
Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской
Федерации, органы местного самоуправления, осуществляющие полномочия в сфере
охраны здоровья, и медицинские организации в пределах своей компетенции
взаимодействуют с общественными объединениями, иными некоммерческими
организациями, осуществляющими свою деятельность в сфере охраны здоровья.
Статья 7 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 7. Приоритет охраны
здоровья детей
1. Государство признает охрану здоровья детей как
одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития
детей.
2. Дети независимо от их семейного и социального
благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую
правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при
оказании медицинской помощи.
3. Медицинские организации, общественные объединения
и иные организации обязаны признавать и соблюдать права детей в сфере охраны
здоровья.
4. Органы государственной власти Российской Федерации,
органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного
самоуправления в соответствии со своими полномочиями разрабатывают и реализуют
программы, направленные на профилактику, раннее выявление и лечение
заболеваний, снижение материнской и младенческой смертности, формирование у
детей и их родителей мотивации к здоровому образу жизни, и принимают
соответствующие меры по организации обеспечения детей лекарственными
препаратами, специализированными продуктами лечебного питания, медицинскими
изделиями.
5. Органы государственной власти Российской Федерации
и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии
со своими полномочиями создают и развивают медицинские организации, оказывающие
медицинскую помощь детям, с учетом обеспечения благоприятных условий для
пребывания в них детей, в том числе детей-инвалидов, и возможности пребывания с
ними родителей и (или) иных членов семьи, а также социальную инфраструктуру,
ориентированную на организованный отдых, оздоровление детей и восстановление их
здоровья.
Статья 8 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 8. Социальная
защищенность граждан в случае утраты здоровья
Социальная защищенность граждан в случае утраты
здоровья обеспечивается путем установления и реализации правовых,
экономических, организационных, медико-социальных и других мер, гарантирующих
социальное обеспечение, в том числе за счет средств обязательного социального
страхования, определения потребности гражданина в социальной защите в
соответствии с законодательством Российской Федерации, в реабилитации и уходе в
случае заболевания (состояния), установления временной нетрудоспособности,
инвалидности или в иных определенных законодательством Российской Федерации
случаях.
Статья 9 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 9. Ответственность
органов государственной власти и органов местного самоуправления, должностных
лиц организаций за обеспечение прав граждан в сфере охраны здоровья
1. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, медицинские организации и иные организации осуществляют
взаимодействие в целях обеспечения прав граждан в сфере охраны здоровья.
2. Органы государственной власти и органы местного
самоуправления, должностные лица организаций несут в пределах своих полномочий
ответственность за обеспечение гарантий в сфере охраны здоровья, установленных
законодательством Российской Федерации.
Статья 10 (за исключением пункта 4) вступает в силу с
1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 10. Доступность и
качество медицинской помощи
Доступность и качество медицинской помощи
обеспечиваются:
1) организацией оказания медицинской помощи по
принципу приближенности к месту жительства, месту работы или обучения;
2) наличием необходимого количества медицинских
работников и уровнем их квалификации;
3) возможностью выбора медицинской организации и
врача в соответствии с настоящим Федеральным законом;
Пункт 4 статьи 10 вступает в силу с 1 января 2013
года (пункт 3 статьи 101
данного документа).
4) применением порядков оказания медицинской помощи и
стандартов
медицинской помощи;
5) предоставлением медицинской организацией
гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи;
6) установлением в соответствии с законодательством
Российской Федерации требований к размещению медицинских организаций
государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения
и иных объектов инфраструктуры в сфере здравоохранения исходя из потребностей
населения;
7) транспортной доступностью медицинских организаций
для всех групп населения, в том числе инвалидов и других групп населения с
ограниченными возможностями передвижения;
8) возможностью беспрепятственного и бесплатного
использования медицинским работником средств связи или транспортных средств для
перевозки пациента в ближайшую медицинскую организацию в случаях, угрожающих
его жизни и здоровью.
Статья 11 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 11. Недопустимость
отказа в оказании медицинской помощи
1. Отказ в оказании медицинской помощи в соответствии
с программой
государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи и
взимание платы за ее оказание медицинской организацией, участвующей в
реализации этой программы, и медицинскими работниками такой медицинской
организации не допускаются.
2. Медицинская помощь в экстренной форме оказывается
медицинской организацией и медицинским работником гражданину безотлагательно и
бесплатно. Отказ в ее оказании не допускается.
3. За нарушение предусмотренных частями 1
и 2
настоящей статьи требований медицинские организации и медицинские работники
несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 12 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 12. Приоритет
профилактики в сфере охраны здоровья
Приоритет профилактики в сфере охраны здоровья
обеспечивается путем:
1) разработки и реализации программ формирования
здорового образа жизни, в том числе программ снижения потребления алкоголя и
табака, предупреждения и борьбы с немедицинским потреблением наркотических
средств и психотропных веществ;
2) осуществления санитарно-противоэпидемических
(профилактических) мероприятий;
3) осуществления мероприятий по предупреждению и
раннему выявлению заболеваний, в том числе предупреждению социально значимых
заболеваний и борьбе с ними;
4) проведения профилактических и иных медицинских
осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5) осуществления мероприятий по сохранению жизни и
здоровья граждан в процессе их обучения и трудовой деятельности в соответствии
с законодательством Российской Федерации.
Статья 13 вступает в силу с 1 января 2012 года (пункт 2 статьи 101
данного документа).
Статья 13. Соблюдение
врачебной тайны
1. Сведения о факте обращения гражданина за оказанием
медицинской помощи, состоянии его здоровья и диагнозе, иные сведения,
полученные при его медицинском обследовании и лечении, составляют врачебную
тайну.
2. Не допускается разглашение сведений, составляющих
врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали
известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных
обязанностей, за исключением случаев, установленных частями 3
и 4
настоящей статьи.
3. С письменного согласия гражданина или его
законного представителя допускается разглашение сведений, составляющих
врачебную тайну, другим гражданам, в том числе должностным лицам, в целях
медицинского обследования и лечения пациента, проведения научных исследований,
их опубликования в научных изданиях, использования в учебном процессе и в иных
целях.
4. Предоставление сведений, составляющих врачебную
тайну, без согласия гражданина или его законного представителя допускается:
1) в целях проведения медицинского обследования и
лечения гражданина, который в результате своего состояния не способен выразить
свою волю, с учетом положений пункта 1 части 9
статьи 20 настоящего Федерального закона;
2) при угрозе распространения инфекционных
заболеваний, массовых отравлений и поражений;
3) по запросу органов дознания и следствия, суда в
связи с проведением расследования или судебным разбирательством, по запросу
органа уголовно-исполнительной системы в связи с исполнением уголовного
наказания и осуществлением контроля за поведением условно осужденного,
осужденного, в отношении которого отбывание наказания отсрочено, и лица,
освобожденного условно-досрочно;
4) в случае оказания медицинской помощи
несовершеннолетнему в соответствии с пунктом 2 части 2
статьи 20 настоящего Федерального закона, а также
несовершеннолетнему, не достигшему возраста, установленного частью 2 статьи 54
настоящего Федерального закона, для информирования одного из его родителей или
иного законного представителя;
5) в целях информирования органов внутренних дел о
поступлении пациента, в отношении которого имеются достаточные основания
полагать, что вред его здоровью причинен в результате противоправных действий;
6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы по
запросам военных комиссариатов, кадровых служб и военно-врачебных
(врачебно-летных) комиссий федеральных органов исполнительной власти, в которых
федеральным законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба;
7) в целях расследования несчастного случая на
производстве и профессионального заболевания;
8) при обмене информацией медицинскими организациями,
в том числе размещенной в медицинских информационных системах, в целях оказания
медицинской помощи с учетом требований законодательства
Российской Федерации о персональных данных;
9) в целях осуществления учета и контроля в системе
обязательного социального страхования;
10) в целях осуществления контроля качества и
безопасности медицинской деятельности в соответствии с настоящим Федеральным
законом.
Продолжение в документе. |